Эстетика курения

Золотой век человечества

America`s Civil war

Американцы на Луне

О «Конкордах»



Про самолеты «Конкорд» и фильмы о них

Я очень люблю авиацию и всё что с ней связано, при том, что для меня гражданский самолет всё-таки всего лишь средство перемещения, а не путешествия. Средство путешествия — шар или дирижабль. Летишь себе медленно на небольшой высоте, а под тобой проплывают леса и моря, горы, маленькие деревни и большие города. Коралловые атоллы и пляжи с бунгало. В самолетный иллюминатор тоже можно кое-что рассмотреть, но картинка мелкая и меняется очень быстро. И то, если ты сидишь у иллюминатора. И если не будет облаков внизу. Мне нравится эстетика аэропортов, но не современных, а тех, что были построены в 50-60-е годы, они выглядят футуристично и уютно одновременно. Ну и конечно у меня есть свои любимые самолеты. Из военных бомберов – Б2 «Стелс» — дальний бомбардировщик-крыло, стоимостью свыше миллиарда долларов за единицу. Из разведчиков – SR-71 – летающий стратосферный фотоаппарат. Из штурмовиков – палубный «Супер Этандар», французский. Отметился в Фолклендской войне. А из «пассажиров» вне всякой конкуренции – англо-французский «Конкорд», дальний сверхзвуковой стратосферный пассажирский авиалайнер. Стратосферная авиация, как видно, предмет особого интереса. Если б вы знали, как я его обожаю! Во всяком случае, в пассажирском авиастроении вряд ли найдется еще какой-либо самолет при создании которого пришлось бы решить столько новых технических задач. До «Конкорда» на сверхзвуке летали только военные самолеты, но там ситуация принципиально иная. На сверхзвук самолет переходит только когда надо, например, во время преодоления полос ПВО. И управляют им специально отобранные и обученные люди, прошедшие кучу медкомиссий, совершенно здоровые. Здесь же самолет должен был лететь на сверхзвуке почти весь путь и перевозить обычных людей. А это не одно и то же. Проект, в который изначально не все верили, удался и по итогам в техническом плане оказался необычайно удачным, став уникальным в своем роде. Никто сейчас даже не рискнет сказать, когда вновь людей будут возить сверхзвуковые самолеты, пусть даже со скоростью всего лишь 1,1 М. Возможно никогда.

Чем может переплюнуть «Конкорд» современная технологическая авиационная мысль? Разве что созданием суборбитального пассажирского самолета (вроде того, что сейчас испытывает компания SpaceShip) и не просто созданием, а постановкой его на регулярную эксплуатацию. Но именно что технически. При стоимости билета в сотни тысяч долларов рассматривать его как массовый транспорт даже не имеет смысла. Само собой про «Конкорд» снимали фильмы. Не знаю сколько их точно было, но два я смотрел. Первый еще в СССР. Итальянский. Называется «Спасите Конкорд». Я специально глянул, его в год проката посмотрело 24 миллиона! То есть каждый десятый житель. Сам, помню, стоял в очереди. Откуда я в 9 лет знал про «Конкорд» не помню, что несколько странно для меня. Но знал, что это «очень крутой самолет который летает в Америку». Итак, некая американская структура, опасающаяся что массовое развитие реактивной пассажирской авиации потеснит их самолеты с рынка перевозок, устраивает диверсии на двух «Конкордах». Первый тонет, но при ударе о воду (!) выживает (не получив никаких повреждений) бортпроводница, оказавшаяся важным свидетелем. Фильм, как сейчас говорят, «ад и угар» и смотрится как сказка и фантастика. Тогда же я воспринимал его совершенно серьезно. Последняя треть фильма напоминает вышедший в том же году (внезапно!) советский фильм «Экипаж», но в нашем случае команда пытается посадить поврежденный «Конкорд» получая рекомендации с земли без совершенно нереальных сцен как в «Экипаже». Хотя, если честно, оба фильма одинаково нереальны. Впрочем, всё это мелочь в сравнении со вторым фильмом снятым опять-таки… в 1979 году! Он называется «Конкорд»: Аэропорт-79» Вот его-то и надо было показать в СССР, уровень угара там просто недостижимо высок.  «Конкорды», а они там летают в Москву «на Олимпиаду», по ходу делают «бочки» и «штопоры» будучи набитыми пассажирами, уходят от крылатых ракет и атак истребителей, они же садятся на короткие полосы, а в финале «Конкорд» приземляется на альпийские горы для чего туристы-лыжники экстренно расчищают снег создавая посадочную полосу. Советской школоте 10-12 лет понравилось бы очень. Ну и Аллен Делон в главной роли дополняет общую картину. В форме летчика, так что и дамочки бы тоже смотрели. Хотя первый фильм про «Конкорд» тоже супер, отлично показана эстетика 70-х годов, последней эпохи когда всё ещё было настоящим и ориентированным на реальный комфорт и уют. Но. Вспомним, что пока англофранцузы готовили свой самолет к первому полету, СССР удивил мир внезапным запуском собственного Ту-144, опередив их на 2 месяца. И то, что оба самолета похожи как однояйцевые близнецы увидели все. У «Ту» разве что крылья более «брутальные» и эти маленькие крылышки у кабины. Постоянно возникает главный вопрос: был ли Ту-144 слизан с «Конкорда»? Споры об этом продолжаются до сих пор, но реальной информации очень мало. В принципе, создание «Конкорда» никак не скрывалось, его внешний вид анонсировался еще на этапах разработки и СССР, по всей видимости, не просто включился в гонку, но конструкторам была поставлена задача любой ценой опередить Запад. Формально – опередили. Обратите внимание на дату первого полета –31 декабря, то есть к Новому году, хотя этот праздник не был идеологическим (я предполагаю, что не успели к 7 ноября, а до 1-го мая ждать было нельзя, «Конкорд» проходил последние стадии предполетных проверок). А вот дальше – не задалось. По итогам «Конкорд» стал самолетом единственный в истории в своем роде. Исключительно надежным. Всего одна авария в истории на 25 году интенсивной эксплуатации и то не по вине самолета. А у «Ту-144» при ничтожном времени налета из девяти изготовленных машин разбились две. Достоверно известно, что как и в случае с Ту-4 (слизанным с американского Б-29) не рискнули копировать двигатель, а он по ходу и оказался самым слабым местом со смешным ресурсом в 500 часов. Нет, предъявлять какие-то претензии к советскому авиапрому бессмысленно, вспомним тех же американцев, фирму «Боинг». Их проект«Боинг-2707»значительно превосходили Ту-144 и «Конкорд» по всем параметрам. Но у него был один серьезный недостаток – самолет так и не был построен. Получается, что даже такая суперфирма собственный проект не потянула. Удивительно, зачем вообще советы влезли в сверхзвуковую гонку? Хотя с другой стороны, а зачем влезли в производство космических кораблей многоразового использования? И во многое другое. В строительство авианесущих крейсеров, например. Страна, не имеющая выхода к открытым морям. Такие вот причудливые (и невероятно дорогие) формы обретало соперничество с Западом во второстепенных вопросах. Поэтому, анализируя всё прочитанное о создании Ту-144 у меня есть две версии. Первая. Советским инженеры имели только то, что было открыто показано, то есть внешний вид самолета, может еще какие-то общие решения. Остальное придумывали сами. Вторая. Инженерам было известно всё или почти всё, но советская технологическая база не могла это воспроизвести, поэтому пришлось многое или почти всё придумывать самостоятельно исходя из возможностей советской технологической базы. Считается, что это был последний советский самолет разработанный без применения вычислительных машин. По старинным технологиям – лекалы, расчеты на арифмометрах и логарифмических линейках. Адская работа, я вам скажу. То есть Ту-144 ни в коем случае не был полной копией «Конкорда», создание такой копии в СССР 70-х годов было просто нереально. В итоге, вся история пассажирских перевозок Ту-144 – это 50 рейсов из Москвы в Алма-Ату. И всё. Величайший и самый дорогой фейл советской гражданской авиации.

Причина снятия с эксплуатации Ту-144 никак официально не объяснялась. Сняли и всё. Сняли после очередной катастрофы, на этот раз под Егорьевском. Уже в 90-е была запущена официальная версия что это было вызвано якобы полной нерентабельности полетов. Невыгодно было. Ага. Но в такое объяснение может поверить только человек  который ничего не понимает в советской экономике. А там, если что, было нерентабельно 4/5 всего. Что, роскошное московское метро со стоимостью проезда в 5 копеек было рентабельно? Да оно миллиарды глотало безвозвратно. Или может рентабельным был питерский «Эрмитаж» и Петергоф? А покупать у американских трейдеров зерно по 180 долларов за тонну, оплачивать в золотом эквиваленте, а затем выпекать из него хлеб и продавать народу по 20 копеек буханка, было рентабельно? Так что разговоры про рентабельность мы оставим для другой публики. Менее прошаренной в вопросах. В СССР экономика была частью политики и рентабельной в ней была только природная рента. Только она приносила реальные миллиарды в реальной валюте. Ту-144 изначально был чисто «понтовым» политическим проектом и никакая рентабельность в расчет не бралась. Надо было сделать раньше чем «они». «Конкорд», к слову, тоже был абсолютно нерентабельным даже при очень высокой стоимости билета (3-7 тыс. долларов) и это знали уже на этапе проектирования, когда подсчитали сколько будет стоить эксплуатация, топливо и т.п. Ну и что? Парижский Лувр при стоимости билета в 40 евро и миллионах посетителей в год, совершенно нерентабелен. Байрейтский театр при стоимости билета в 400 евро и притом, что эти билеты расхватывают на годы вперед, тоже дико нерентабелен. Мог ли СССР «допилить» Ту-144 до надежного и пригодного к длительной эксплуатации самолета? Наверное, мог. Но было упущено время. Допустим, грохнули бы еще пару миллиардов и к году 1985 (то есть через 16 лет после пробного полета) довели бы уровень надежности до «конкордского». Но тот уже давно летал и был известен всему миру. Вот и фильмы даже про него снимали. То есть 144-й был не только экономически не оправдан (что мелочь), но и политически оказывался совершенно бессмысленным. Но это мы сейчас знаем как оно всё закончилось. А тогда, по всей видимости, была уверенность что «Ту-144» таки станут регулярно возить пассажиров по разным направлениям. В самые богатые города страны. В Тбилиси, Батуми, Сухуми, Сочи. Кто жил в СССР, помнит, что в конце 70-х – начале 80-х Ту-144 был самым показываемым самолетом. Он был везде: на плакатах, календарях, марках, выпускался в виде миниатюрных копий как сувенир, для детей выпустили модель для склеивания. Помню что он бы в заставке к киножурналам которые крутили перед началом каждого фильма в кинотеатрах. Его показали в фильме «Мимино», там он летает на международных линиях, чего в реальности никогда не было (но, уверен, планировалось, для того и делали). Слышал даже легенду, что в финале рязановских «Итальянцев в России», итальянка выпрыгивала к Миронову именно из Ту-144, но пока фильм монтировали один из самолетов разбился в Ле-Бурже. Хотя информация в СССР про это событие отсутствовала абсолютно, эпизод пересняли уже на Ту-134. Какая забавная страна была! Вон «Боинги» постоянно разбиваются что никак не мешает снимать их в сотнях фильмов. Впрочем, есть данные, что наработки сделанные при изготовлении Ту-144 послужили базой для создание сверхзвукового стратегического бомбера Ту-160.

И еще, люди которые летали на «Конкорде» уверяют, что с него точно видно что Земля имеет форму шара.

01.06.2021

Tags: , , , , , , , , ,

Кинозал

Рецензии

Техника

Статьи

Оперы