Эстетика курения

Золотой век человечества

America`s Civil war

Американцы на Луне

О «Конкордах»



Про фильм «Игра в Кальмара» (오징어게임, 2021)

Между прочим, это первая моя рецензия на корейский фильм, мог ли я такое вообразить еще лет десять назад? Мог ли я представить, что буду несколько раз в год смотреть корейские и японские фильмы, которые раньше ассоциировались только с фольклором, гейшами, кимоно, самурями, ниндзя, монастырями Шаолиня и кроме явного омерзения никаких других эмоций не вызывали. Но видите, как всё меняется, сейчас, в основном, смотрю или Европу или «желтых», в то время как Голливуд постепенно превращается в идеологически-правильное кино, отражающее генеральный курс правителей Америки, а потому совершенно оторванное от реальной жизни.

Первым фильмом про игру который я посмотрел еще малым был «Загнанных лошадей пристреливают», снятый в Штатах в шестидесятых годах по реальной истории. Поскольку его показали в СССР, причем в лучшее время, игра там была вполне лайтовая: во времена Великой Депрессии организовали марафон в котором люди должны были непрерывно танцевать до тех пор, пока не останется только одна пара. Точнее, не совсем непрерывно, им предоставлялось двадцать минут отдыха через каждые два часа танцев. Победители получали, кажется, 5 тыс. долларов – внушительная сумма по тем временам, можно было купить несколько новых авто. Насколько я помню, во время игры никто даже не умер. Из советских можно вспомнить разве что «Десять негритят» (хотя история снята по английскому произведению), но там не совсем игра — люди, сами того не понимая, оказываются вовлеченными в разработанный для них сценарий и постепенно выбывают из жизни, так и не поняв что происходит. Ну а потом уже такие фильмы пошли пачками, это целый жанр оказывается. «Пила», «Игра», «Эксперимент», в общем, много их. Фильмом про «игру» я считаю и «Платформу» 2019 года. Но там введен элемент лотереи: каждый месяц в случайном порядке обитатели перемещаются по разным уровням тюрьмы-башни и от этого зависит качество их питания, так как каждый нижний уровень питается объедками верхнего. Но это так, вступление. А если допустить что такие игры проводятся в реальности? Ну не прямо вот один в один как в фильмах, но по тем же принципам. А разве не может быть игрой некий социальный эксперимент? Глобальный. Например… марксизм. Который сначала возник, потом его прикрыли, а теперь запускают заново, но уже в другой стране. Самой развитой, как и учил Маркс. А Бисмарк говорил «надо найти страну которую не жалко». Или какая-то совсем смешная диктатура типа северокорейской? А разве «короновирус» — не выглядит игрой с заранее объявленными, но по ходу изменяющимися «правилами» и «стратегиями»? И тоже на выживание. Ведь заметьте, каждый шаг предварительно анонсируется. Где, когда, какой штамм. Кого именно поразит с высокой вероятностью. А вы уж там сами думайте и крутитесь как ходите. Элемент путаницы в игру вносят бесчисленные телевизионные и интернет врачи. Когда в Ухане болело несколько китайцев, уже говорили что пандемия станет глобальной. По всем каналам всех стран в режиме 24/7. Откуда это было известно? Когда свиным гриппом там болели сотни тысяч, никто ничего подобного не говорил, так всё и заглохло. Ну а потом пошло-поехало. Носите маски. Всегда и везде. Меняйте их каждые 20 минут. Но маски не всегда помогают. Мы должны переболеть, не все, а 70-80%, чтобы выработался коллективный иммунитет. Переболели. Иммунитета нет. Не выработался. Нас спасут только прививки вакциной. Вакцина тоже не спасение, теоретически можно заболеть и с вакциной. Заболеть можно точно так же как и без вакцины, вот только течение болезни будет более легкое. Течение болезни с вакциной будет возможно и тяжелое, но вероятность летального исхода в разы ниже. Вакцина действует до полугода, потом нужно прививаться. И что? Вы знаете какими будут следующие ходы «игры»? И это я еще не пишу про передвижение по QR-кодам, про сертификаты, отметки в специальных базах данных. Возникает вопрос: это «борьба с эпидемией» или все-таки что-то еще? Чем всё закончится, можно будет увидеть по окончании «игры», сравнив ситуацию до и после. Хотя бы более-менее станет ясно целеполагание.

По ходу, Южная Корея вполне вошла в число топовых кинематографических стран. Хотя мне кажется, что конкретно этот сериал сделан всё же в расчёте на западного зрителя, пусть даже его прокатывают по всему миру. Мне доводилось говорить с людьми бывавшими и даже жившими в этой стране, которой вроде как принято восхищаться, которая фактически за одно поколение совершило рывок из феодализма в хайтек, но все они говорили примерно одно и то же: там есть всё для хорошей жизни, кроме самой этой хорошей жизни. И по фильму такой вывод только подтверждается. На фоне технологических штучек показана совершенно бедная беспросветная жизнь в миниатюрных квартирках с потолками в два метра, поголовная закредитованность, где главный герой – молодой здоровый мужик – не может позволить себе купить на день рождения маленькой дочери курицу по ее просьбе (обратим внимание, ребенок просит еду, а не последнюю модель смартфона «Самсунг»!). Вот есть ли среди тех кто сейчас читает этот текст хотя бы один человек который не может позволить купить себе или ребенку на день рождения курицу? И это корейцы сами про себя такое снимают. Я вообще думаю, что жизнь в Северной и Южной Корее не сильно-то и отличается, если убрать технологический флёр. Только в Северной работа перемежается постоянными репетициями парадов. На это дается мягкий намек в фильме: северокорейскую беженку спрашивают: «а на фига ты сюда вообще приехала»? На всём этом фоне людей, чей долг по кредитам достиг значений когда погасить его в принципе невозможно, вербуют в некую игру, правил и последствий которой им не объявляют. Вербовка представляет из себя полнейший обман, так как выжить должен всего один человек, а выбывание из игры означает мгновенную смерть. Про это им не рассказывают и народ как бы «покупается». Когда после первого раунда с массовыми убийствами участники решают игру прекратить и ее прекращают (голосованием), то спустя небольшое время практически все возвращаются для продолжения. Этот ход как по мне, весьма сомнителен, вот в реальности такого бы точно не было. По-видимому, введен для того, чтобы показать что во-перввых, человек поставленный в безвыходную ситуацию легко поддается манипуляциям и навязанным правилам, а во-вторых, что референдумы по значимым вопросам проводят только тогда, когда гарантирован нужный результат. Серия называется «Ад», это такая аллегория Южной Кореи. Игра под этим углом может рассматриваться как «Чистилище», а победитель (единственный) должен попасть а «Рай» — отхватить гору денег. Или авторы хотели показать что лучше подобная игра почти со 100% смертельным исходом, нежели бессмысленная жизнь которую влачат участники?

Если свести пересказ фильма в самые сжатые формы, вытянуть главное, можно сказать что он подтверждает совершенно очевидный факт: при возникновении реальной опасности для жизни и относительно честной конкуренции, вся тончайшая избыточная и энергозатратная шкурка вроде усиленно насаждаемой толерантности, национальной и расовой терпимости, гендерного равенства и т.п. слетает в момент, уступая место фундаментальным биологическим ценностям. Так, единственного иностранца и иноверца в фильме – пакистанского гастарбайтера – сливают самым подлым и предательским образом. Обманывают в критический момент, хотя чуть раньше его заверяли в дружбе до гробовой доски. Женщин просто выкидывают из команд как потенциально слабый элемент без всякой жалости и дачи объяснений. От слабаков как таковых стараются избавиться. Так было и так будет всегда, если процесс принудительно не регулировать. Касаемо женщин, уточню, что в критический момент защищать будут только тех, кто опять-таки считается своими по тем или иным признакам – жен, родственниц, представительниц своего рода, племени, нации. И ни секунды не сомневаюсь, что фемки, ЛГБТ-активистки, «зоозащитницы» из старых дев и все эти «бучи-клавы» не попадут в защищаемые группы. Они просто не нужны. Никому и ни при каких раскладах. Кроме государства, конечно. Я поэтому тысячу раз говорил и еще раз скажу, что все современные тренды существуют только потому, что на их поддержания есть средства. Как пример можно привести американские тюрьмы, где белые тусуют строго с белыми, латинос с латиносами, а негры с неграми. А ведь это еще далеко не самая экстремальная среда. Еще скажу, что механизм определения «свой-чужой» — очень древний и если он у кого-то притуплен то такому человеку можно только посочувствовать, его шансы в среднесрочной перспективе можно оценить как нулевые. В Штатах, я думаю, появления фильмов построенных по таким принципам уже исключено, там на законодательном уровне установлены соответствующие квоты для меньшинств и представлены они должны быть в политически-выверенном ракурсе, то есть реальность получается заведомо искаженной.

Авторы «Кальмара» эти все вещи знали и, в общем, с этологической стороны выстроили фильм правильно. Поначалу, в первой игре, никто никого не знает и как бы каждый сам за себя. Затем начинается формирование более-менее устойчивых групп (стай). Так легче выжить. Затем организовывается игра в которой члены одной стаи играют против друг друга (перетягивание каната). Затем игра на выбывание между членами стаи (шарики). Затем конкурс на массовое выбывание со стеклянным мостом. Ну и в конце та самая «игра в кальмара», которая сведена до банальной поножовщины столовыми ножиками. Победитель таки выявляется, честно получая фантастический приз, но счастья ему это не приносит, он продолжает влачить нищенское существование, не потратив из приза ни копейки.

Я понимал, что где-то в конце должно стать ясно — кто же этим всем управляет, хотя догадывался что это не человек-маска, так как истинный дирижер должен быть полностью за кадром. Тот самый «глаз над пирамидой» в однодолларовой купюре. Окончательно это прояснилось когда подъехали статусные гомо (по фильму — «ВИП-гости»). А вот один мой товарищ догадался! Обратил внимание, что когда деда убивают в игре в шарики, само убийство не показывают. Там есть еще один намек: дед выживает в грандиозной драке в казарме, забравшись куда-то под потолок. Я обратил внимание на это, но далеко идущих выводов не сделал. Но в этом стройном сценарии был и непонятный момент: дед на общих основаниях играл в перетягивание каната, а там победа была одержана внезапным тактическим приемом, команда-соперник была явно сильнее. Тактика предложенная дедом оказалась эффективной только на первом этапе. По сути, им просто повезло. То есть это единственный момент когда он реально рисковал на равных со всеми остальными. Интересно, был ли тут придуман запасной вариант, или гильотина точно так же перерубила бы канат? Тогда бы терялся смысл всего. Или деду реально уже было все равно и хотелось реальных ощущений?

В самом финале победитель встречается с «главной рептилией» — организатором игры (и, по сути, одним из организаторов южнокорейского «ада»), то есть с внезапно «ожившим» дедом, который оказался (какая неожиданность!) банкиром-кредитором. То есть тем, кто загоняет народ сначала в кредиты, а потом в «игру». Я в свое время задумывался: а как может выглядеть правитель мира, если конечно таковой имеется? И вот знаете, тоже предоставил себе смертельно больного старика, который лежит в специально оборудованном стерильном боксе с кучей подсоединенных трубочек, капельниц, датчиков и стимуляторов. А миром управляет двигая мышкой цифры на экране или выдавая краткие распоряжения. По каким принципам управляет? Понятия не имею, тут сложно выстроить логическую цепь, там совсем другое мышление и в нашем понимании это не совсем люди. Но следы управления вы сами видите. Может он делает это просто ради собственного удовольствия? Заметьте, старая рептилия тоже внятно не смогла объяснить целей, съехав на совершенно слабую в методологическом плане смесь гуманизма и социального дарвинизма. По его рассуждениям нужно было убить 459 человек из 460, чтобы последний выживший стал богатым. Хотя, что фильм, вспомним Ульянова-Ленина-Бланка, который говорил что можно уничтожить 90% населения «тюрьмы народов», лишь бы оставшиеся десять дожили до «коммунизма», то есть до того самого «рая на земле». Такая вот «игра в светлое будущее», которая тоже внезапно прекратилась. Хотя аналогичными пропорциями оперировал не только он. Якобинцы и Красные Кхмеры — не исключение. А в Южной Корее пока что резко вырос уровень суицидов. Почти в два раза за десять лет. Народ выпиливается без всякой игры. И по закредитованности населения она первых местах в мире.

На всем этом фоне, самым правильным и одновременно трагическим персонажем выглядит молодой полицейский, который проникает на остров чтобы найти своего брата. Особенно когда он звонит в полицию и просит выслать вертолеты и еще какую-то спецтехнику. Видно, что парень смелый, но глупый. Был бы умнее, то понимал бы, что люди устраивающие подобные игры статусно стоят куда выше чем начальники полиции и прочие номинальные руководители государственных структур. Стоят даже выше самого государства. Это, кстати, фундаментальный косяк подавляющего большинства населения мешающий им адекватно воспринимать даже самые простейшие вещи: люди реально уверены что политика государства – это воплощение воли формального правителя. Возможно, так и было во времена Наполеона или Джоржда Вашингтона, но сейчас? Конечно, никто и не думает никуда прилетать и его хладнокровно убивает тот, кого он ищет. С другой стороны, ну прилетели бы вертолеты и что? Я думаю, «рептилия» и его статусные го… гости позвонили бы куда надо и вертолеты улетели бы обратно, прихватив с собой юного копа с обостренным чувством долга, а на обратном пути просто выбросили бы в океан.

Фильм оканчивается как бы «ничем», ну сыграли, организатор умер, в то же время главный герой опять сталкивается с сеансом вербовки на игру, на этот раз решает его предотвратить, что, понятное дело, ему не удается. Возможно, снимут продолжение.

02.11.2021

Tags: , , , ,

Кинозал

Рецензии

Техника

Статьи

Оперы