Мои Телевизоры

Поговорим о школе

Шумер против Египта

Бороды, наколки, качки

Обратно в мавзолей



Мои телевизоры

1.

Где-то в году 2005-2006 казалось что телевизоры резко подвинутся, ибо молодые, например, их вообще перестали покупать, переложив все функции просмотра чего-либо на компьютер. Точно так же, как повальная «мобилизация» убила привычку носить часы, а цифровые фотоаппараты (и те же мобилы) сильно сократили рынок любительских видеокамер. Положение спас выпуск по доступной цене здоровых тонких ТВ с возможностью подключения к интернету. То есть телевизор принял на себя функции компьютера, а смотреть фильм или концерт на экране шириной в 90 сантиметров было куда приятнее чем на экране ноутбука. То есть еще и функции кинотеатра. Так вот неожиданно сбылся прогноз еврейского телеоператора Рудика из фильма «Москва слезам не верит». Помните, как он говорил, что не будет ни газет, ни кино, а будет одно сплошное телевидение. Ну, в общем, так и получилось. Газеты не читает никто, в кино ходит совершенно узкий круг людей (смотреть там просто нечего, интересные фильмы в широком прокате не идут), а смарт-ТВ с интернетом наступают по всем направлениям!

Но это сейчас. А в 60-80-е годы XX века телевизор был главным устройством, куда более важным чем вся остальная домашняя техника вместе взятая. Никак не меньшим чем сейчас интернет, а может даже и большим, ведь перед ним собиралась вся семья! А поскольку программа была сначала одна, а потом 2-3, то скажем, популярную передачу смотрели десятки миллионов. Вся страна смотрела. Все десять часовых поясов. Когда шел интересный фильм улицы были пустые, а менты фиксировали резкое снижение количества звонков о грабежах, кражах и т.п. Поломка телевизора была настоящей катастрофой. Вот вы пришли в пятницу домой с завода, приволокли две бутылки пива, жена сварила пачку пельменей которую «оторвала» в гастрономе. Вы уже расселись перед своим цветным, купленным в рассрочку «Горизонтом», заранее включив его чтобы лампы и кинескоп нормально прогрелись и вознамерились посмотреть центральный матч тура советского чемпионата по футболу «Торпедо Кутаиси» — «Динамо Тбилиси» или «Арарат Ереван – Гурия Ланчхути», а у вас бац – кадры побежали! Внезапно и предательски. Вы бросаетесь крутить ручку «частота кадров» — а нифига! И вот вы слушаете только звук. Но это еще ничего. А если сзади повалил черный, крайне вонючий дым? Упс… Всё, вы лишены зрелищ. Жрите свои пельмени в тишине. И полируйте пивком «Жигулевское». Позвонить некому – телефон в среднем у одного человека из 100 (кроме Москвы). Пойти к соседу? Но это не везде было принято. Что делать? А ничего. Смириться. Не увидите вы голов Мераба Мегреладзе и Тенгиза Сулаквелидзе. Счёт узнаете завтра на работе. Хотя можно и раньше – по радио. Но хорошо если под боком есть знающий человек! С руками растущими не из тухеса. И знаете, такие люди в СССР были в большом количестве! Не суперпрофи, нет. Но такие, приличные технари. Можно было быстро его дернуть, развернуть телек задом наперед, снять крышку, в течении 10 минут перепаять конденсатор или поменять лампу и кадры бегать переставали. С дымом было сложнее – он означал расплавление корпуса умножителя напряжения питавшего второй анод кинескопа. Такая коробочка с присоской что присоединяется к кинескопу. В продаже – отсутствовал. Можно было заказать на станции техобслуживания. Среднее время ожидания – полгода. Госцена – 10 рублей. Плюс ремонт. Итого – 25. Но умножители (как и все остальные детали) в изобилии присутствовали на незаконных радиорынках имевшихся во всех крупных городах. Поэтому у людей на случай внезапного вызова были «джентльменские наборы» из ходовых деталей и срочный ремонт всегда можно было произвести. Задачу существенно облегчало то, что все стационарные телевизоры начиная с 1964 года строились по типовым схемам с типовыми взаимозаменяемыми деталями и даже блоками. И самые ненадежные детали тоже были давно известны. В общем, процесс приведения в чувство даже очень ненадежной телевизионной техники был налажен.

2.

СССР был второй страной в мире (после США) где началось телевизионное вещание в полноценном разрешении – 625 строк (в США – 525, но при 60 кадрах). Собственно, планировали начать как и в США – в 1941 году, но помешала война. Начали в 1946 году, сразу после. А вообще, с меньшим разрешением вещали с 1931 года. Тут же начался массовый выпуск телевизоров, модельный ряд 50-х годов состоял примерно из 60 названий. Но в 1961 году неразбериху решили прикрыть. Было принято вполне грамотное решение – выпускать унифицированный телевизор, точнее – несколько типов унифицированных телевизоров. То есть заводы штампуют их под своими названиями, со своим дизайном, но схема и основные узлы – одинаковые. Так можно было наладить массовое производство узлов и модулей и существенно удешевить изделие. Самым массовым аппаратом тех лет стал УНТ-47 – «Унифицированный Настольный Телевизор с кинескопом диагональю 47 см». Выпускались они с 1964 года . Конкретно у меня был (или была?) «Берёзка-2-1», харьковского телевизионного завода. Годы производства – 1964-68. Куплен в 1967 году, еще до моего рождения. Проработал до 1991-го. Куча ручек регулировки, барабанный переключатель каналов (ПТК). Ни одного транзистора, видимо, не хотели рисковать, хотя в 1964 уже был легендарный КТ315! Мое первое знакомство с телевизионной техникой. Собственно, поначалу интересовал вопрос – видят ли диктор или люди на экране что делается в нашей квартире? Это, в года три, примерно. Поскольку телевизионная вышка находилась рядом с моим домом, я знал (от взрослых) что телесигнал передается оттуда и принимаем мы его на антенну. Что такое сигнал я не представлял, но чувствовал что тема мутная. Но в лет пять начал вызревать другой вопрос. Я заглядывал в прорези на задней стенки (я малый вообще везде заглядывал, подглядывал, подслушивал), видел там светящиеся красными точками стекляшки-лампы, провода и какие-то непонятные штуковины, а на экране видел Аллу Пугачеву или Леонида Брежнева и думал: как вот «всё это» превращается в поющую Аллу или гундосящего Леонида? Как? Удивительно и непостижимо. Спросить было не у кого. Никто не знал. «Как-то превращается». В период моего совсем сопливого детства ломался один раз, но по-серьёзному: где-то в году 1976 вылетел кинескоп. До сих пор сохранилась бумажка, стоил он 51 рубль, а весь ремонт обошелся в 75. Почти месячный заработок. Потом, уже когда я сам начал во всем разбираться и чинить телеки, я всё время думал: а не обманули ли нас эти грязные скоты телемастера? Я ведь хорошо помню как телек работал! А потом резко перестал. Вызвали мастера, он открыл (я как раз увидел что там внутри), что-то поделал и сказал что телек надо забирать в стационарный ремонт, так как там вылетел кинескоп. Нет, я конечно понимаю что кинескоп может вылететь внезапно. Может. Обрыв электрода, обрыв накала, пробой… Но знаете, через меня ой как много всего такого прошло и должен вам сказать, что это редчайший случай, тем более в таких трубах. Они дохнут постепенно и есть куча признаков на это указывающих. А там никаких признаков не было. Возможно, эти подонки так выполняли план. Давали заработать и водилам-развозчикам и себе. Меняли они ее, кстати, 2 недели, хотя там работы на час, черно-белые трубы легко меняются. Потом, помню, вызывали еще раз, сузился растр по горизонтали, опять-таки банальная причина и слабое место таких телеков – потеря емкости конденсатором вольтдобавки – 0,05 мкф, 1000 вольт. Я уже кое-что понимал в электронике, но до уровня ремонта не дорос. Однако это был последний «внешний» ремонт. Примерно 1985 год. Еще 1 раз ремонтировал сам – синусоиды по краям растра, вылетел демпферный диод. Ламповый.
Можно сказать что телевизор был исключительно надежен, фактически вечным, за исключением 2-3 слабых мест, которые можно было легко устранить, но этого никто не делал. Но не все телеки этой группы и родственные им были такими же. Были модели, где вместо керамических панелей для ламп какой-то неописуемый идиот додумался делать гетинаксовые. И другие идиоты это утвердили. Потом такие же панельки стали ставить и в другие модели. Сталин за подобные штуки расстреливал по статье «умышленное вредительство» и правильно делал. Панельки (копеечные!) приходили в негодность за пару лет. Телевизоры ломались фактически непрерывно. Дело кончалось тем, что панельки выпаивали, просверливали более широкие отверстия и вставляли вместо них керамические. Но это если находился человек который такое предлагал и делал. А так с людей просто тянули деньги на ремонты, пока они в отчаянии не выкидывали телек и не покупали себе другой, «новой модели», в котором с высокой вероятностью могли стоять такие же панельки!

А так конечно телек «оставил след». На нем были просмотрены первые фильмы, мультфильмы, новости, гнусные передачи типа «Кабачка 13 Стульев» и «Документального Экрана» и не менее гнусные, но типа интеллектуальные – «Международная Панорама» и «Что? Где? Когда?». Первый чемпионат Мира в Испании. По так и до конца непонятым причинам был выброшен в 1991 году. Ужасно глупый поступок, одна из немногих вещей которую по-настоящему жаль! А ведь мог бы работать и сейчас!

Березка-2-1

85250808_large_berezka21_14

Вид сзади

berezka21_05

Схема

unt4759el

3.

Примерно в конце 1985 года мы наконец-то решили обзавестись цветным телевизором. Чтобы «как у всех». Те, кто жил в СССР отлично помнят как покупались такого рода вещи: холодильники, мебель, пылесосы, стиральные машины, ну и конечно телевизоры. Начинали узнавать «какой лучше брать» и всегда смотрели чтобы товар был выпущен не в конце месяца. Считалось что в конце всё делается в авральном режиме чтобы выполнить план, ОТК закрывает глаза на брак, в общем, вы поняли. Я уже делал первые шаги в электронике, интересовался новой техникой и знал, что в продаже есть первые советские «большие» телевизоры выполненные не просто на полупроводниках (такие были начиная с 1980 года, т.н. «упимовцы»), но с импульсным блоком, то есть как «настоящие японские». Не сундуки в 60 кг весом, но вполне легкие – 25-30 кг. Они были проанонсированы в журнале «Радио» еще в 1984 году. Впрочем, навязать свое мнение родокам удалось не сразу: какой-то околознакомый придурок-телемастер сказал что «эти полупроводниковые телеки – полное говно, берите ламповый «Рубин» или «Рекорд» (хотя они уже тоже были наполовину транзисторные и микросхемные, да-да, на одной плате стояли лампы, транзисторы и микросхемы и это в середине 80-х годов!). Потом другой, типа авторитетный, но тоже придурок, сказал чтобы ни в коем случае не брали телек с кнопочным переключением программ. Только с барабанным. Почему? Потому что «кнопочное очень ненадежно». Ну и окончательно насыпал дрожжей в сотрир «инженер» поведавший страшную историю о том, что в этих телевизорах стоят особенные блоки питания, которые мало того что ненадежные, так еще и никто не умеет их чинить, а заказать другой – год будете ждать пока придет и стоит кучу денег. Мне же мысль о покупке лампового телека казалась сродни предложению начать ходить вместо квартирного туалета «за хату» и купаться не в ванне, а в тазике в бане на 1000 рыл. Не, ну я понимаю что когда-то изобретение помывочных пунктов с шайками и тазиками было вполне себе прогрессивным актом, как и создание лампового телевизора. Но было совершенно очевидно что даже в СССР лампы в бытовой технике доживают последние годы. Ну и еще в этих телеках была применена новая для советской телевизионной техники фишка – самосведение луча. То есть на кинескоп не одевалась ужасная «треножка» магнитов динамического сведения с управляющей платой которую действительно мог отрегулировать только специалист с соответствующими приборами.

Касательно самой схемы, как я уже говорил, структурно она ничем не уступала схемам по которым тогда производились западные телевизоры. Она продержалась вплоть до полного исчезновения телевизоров-ящиков и появления тонких «плазм» и «LCD». Исключения – схемы со 100-Гц разветкой и оцифровкой изображения. То есть импульсный блок питания, питание накала кинескопа и выходных каскадов видеоусилителей от трансформатора строчной развертки, электронное переключение, дававшее возможность легко установить блок дистанционного управления (эти блоки тоже были проанонсированы, но пока телевизоры ими не комплектовались). Вся 174-я серия микросхем на которой он был собран слизана с серии TDA фирм «Филипс» и «Томсон». 1 в 1. В общем, уговорил купить именно такой, а не ламповый ящик с барабанным переключателем, к которому еще и требовалась мерзкая жужжалка – стабилизатор напряжения (нужен был для накала ламп, ибо их питание в силу вполне объективных схемотехнических причин не было стабилизировано ни в одной модели телевизоров). Но в кое-чем пришлось уступить. Дело в том, что эти телевизоры с диагональю 51 см комплектовались импортными кинескопами, а имевшие диагональ 61 см – советскими, ибо это не западный стандарт вообще. Были еще монстры с диагональю в 67 сантиметров, но за ними надо было побегать – разметали сразу, там тоже кинескопы были импортные. Купили с диагональю 61 см, что потом аукнулось: советские цветные кинескопы были очень хренового качества, а то что выпускалось после 1986 года – запредельно хренового! Выгорали катоды, причем у многих через год-два. Неужели нельзя было наладить такую мелочь? Ну почему даже в начале 2000-х я встречал цветных «японцев» и «немцев» середины 70-х годов и там были просто сказочные цвета? Забегая вперед скажу, что мой кинескоп потерял эмиссию на 70% по двум лучам примерно к 1997 году, что было еще не очень плохо. В 2002 году поставил новую трубу симферопольского завода «Фотон», причем, как меня уверяла фирма-продавец – все знают что советские трубы дерьмо в плане эмиссии, поэтому завод решил этот вопрос закупив электронные пушки у «Филипса». Не знаю – наврали они или нет, но по состоянию на лето 2016 года кинескоп показывает вполне прилично.
Покупали телек в субботу, в жутко морозный день. Крайне не понравилось что все они шли с буквой «Д» — то есть с дециметровым блоком, это повышало цену аж на 30 рублей, что тогда было вполне себе осязаемыми деньгами. Блок был совершенно излишней вещью, у нас вещание в дециметровом диапазоне не велось, но выбора не было. Забегая вперед скажу, что пройдет несколько лет и вещание на ДМВ у нас появится, в 90-е все интересные каналы переместятся именно туда. Но кто это знал в феврале 1986-го? Так что по итогам блок оказался не лишней покупкой!

Пока машина развозила телеки по адресам, они все изрядно промерзли и когда мы вскрыли его в квартире, где благодаря местной котельной ниже 28 градусов вообще не бывало, он тут же покрылся конденсатом. Весь. Понятно было что конденсат и внутри. Поэтому включение состоялось только на третий день. Всё было восхитительно. Покупка, помимо всего прочего, сильно толкнула изучение определенных разделов схемотехники, в частности, импульсных блоков, благо издательство «Радио и Связь» тут же выпустило книгу с детальным описанием телевизоров и советами по ремонту. Причем тираж был какой-то совершенно гигантский – чуть ли не полмиллиона. Вы представляете? Такие вот книги на крайне специфические темы издавались огромными по нынешним меркам тиражами и тут же разметались как узбекские хачапури, а потом переиздавались кучу раз. Настоящий бестселлер от Самуила Абрамовича Ельяшкевича!

Скажу честно: телек гарантийный срок не проработал. Сломался через месяцев восемь. Поскольку стояли заводские пломбы я его не открывал, а вызвали мастера с ателье. Поломка оказалась банальной – нужно было пропаять выводы строчного транса идущие на накал (это было слабое место многих телевизоров где строчник припаивался к плате!). Причем найти ее было элементарно – я и сам видел что звук есть, но накал кинескопа не светится! Как видел? Через щели на задней стенке. Ткнул бы тестером в накал, увидел бы что ничего нет, проверил бы накал на обрыв, отследил бы проводники до строчника и сразу бы всё увидел. После этого твердо решил, что больше никто кроме меня лазить в мой телевизор не будет. Где-то через года три он сломался еще раз – сгорел транзитор в кнопочном переключателе, оттого все время работал только один канал. Но там ремонт был простейший.

А между тем где-то с года 1989 советская промышленность начала выпускать продвинутые версии этих телевизоров. Наконец-то поставили «дистанцию». Да, пока всего лишь на 8 каналов, но у нас тогда было всего 4. Эти модули тут же появились в продаже на радиорынках. Одновременно начали производить и «левые» самодельные конструкции. В общем, мой телек прирос пультом! Сейчас это читается смешно, что-то вроде установки китайского спидометра за 1 доллар на велик, но тогда пультами обладали только импортные телевизоры, которые были у считанных людей. Что было дальше? Ну, а дальше народ видел какая это офигенная вещь и просил меня поставить им такой же! И я ставил, зарабатывая неплохую прибавку к своей пусть и повышенной стипендии. У меня был стабильный поставщик на радиобазаре, его устройство хоть и было не самым дешевым, но являлось чрезвычайно удобным – надо было вытащить блок выбора программ и вставить вместо него другой, такой же по размерам,
плюс подключить все разъемы которые тоже совпадали. Да, и просверлить отверстие в передней стенке чтобы приклеить фотодиод. Вся операция занимала полчаса максимум!
Затем, как я уже говорил, началось вещание в ДМВ диапазоне. И… в заметных количествах начали появляться видики. Как связаны эти два события? Очень просто. Все видеокассеты были записаны в системе PAL, в ней же вещали и некоторые ДМВ каналы (видимо купили б/у оборудование на Западе), но блоки цветности всех советских телевизоров работали исключительно в системе SECAM. Оттого изображение было черно-белым. Уже начали выпускать двухсистемные аппраты ПАЛ-СЕКАМ, но 99,99% были односистемными! На черном рынке тут же появились модули превращавшие ваш ЗУСТ в двухсистемный. И я начал эти модули ставить! А кто покупал видики в 1990-91 гг? Люди с нормальным баблом, оттого дело это было чрезвычайно выгодное! А то прикиньте, человек купил видик за 300 баксов (огромная сумма по тем временам!), разжился кассетами с порнухой и Шварценеггером, а оно все черно-белое! Он-то не знал! Он-то думал что ему всунули бракованный видик! А оказалось все проще. Так что на деньги (20 долл.) не скупились! В 1992 поставил себе уже настоящий блок дистанционного управления, тоже слизанный, но успевший поработать в последних советских аппаратах. Ну, такой, что сам ищет программы, показывает на экране надписи на русском языке и т.д. На К1568ВГ1 содранной с филипсовской PCA84C640A минским заводом «Интеграл». Ну и в году 1999 вместо двух селекторов каналов – метрового и дециметрового – поставил такой мелкий, величиной с две спичечные коробки всеволновый селектор перекрывавший весь диапазон частот с 1 по 79 канал, ибо в планах было воровать сигнал с кабельного телевидения. Но воровать удалось только частично.

В общем, телек честно отпахал 25 лет. Каждый день по 8 часов минимум, потом был переведен в режим редкой эксплуатации. Его ранние годы пришлись на позитивные времена начала правления Мишки Горбачева-Гопкало, когда начали показывать не только отвратительные по пошлятине программы «Взгляд» и «До и после полуночи», не говоря уже о «лечебных сеансах» украинских шаманов – Кашпировского и Чумака, но и нормальный футбол, записи западных музыкантов, фильмы, которые десятилетиями валялись на полках и еще много чего. На нем же были просмотрены финалы четырех чемпионатов мира – 1986, 1990, 1994 и 1998 гг.

Сейчас ему 30 и он в рабочем состоянии. Примерно год назад меня попросили починить такой же телевизор (1988 года), вылетел тот самый умножитель, правда без дыма и запаха. Однако найти новый, даже притом что они уже очень давно не выпускаются оказалось неразрешимой задачей. А ведь штамповали из сотнями миллионов! Куда они все делись? Я до сих пор встречаю в продаже лампы 50-60-х годов в заводских упаковках. А умножителей, которые покупались мешками в 80-е – нет! Даже в интернете новых не нашел. Нашел старый и грязный на барахолке. Хозяин уверял что он «точно работает» и отдал за совершенные копейки. Как ни странно, он таки работает!

Электрон ц-280д

elektron_c280dТиповой набор «Установи ДУ в свой ТВ»

electron_51tc-423di-2

Декодер ПАЛ-СЕКАМ. Штамповались миллионами.

1837105910

Тот самый умножитель, но на фото не видно «присоску». Применялся в 3УСТ. В ламповых стоял УНТ8/25.

33401247_w640_h640_un

Настольная книга! Принесла в свое время определенные деньги!

cvet90o1

Мои книги по ремонтам. Сейчас уже и телеков таких нет наверное ни у кого.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

4.

В 2008 году когда произошло внезапное обесценивание местной валюты фактически на 60% я очень удачно прикупил небольшой телевизор THOMSON 15MH183KH. Вообще, по личному опыту, скажу, что эта фирма у меня ассоциируется с одной из самых надежных, но цены на ее изделия не задраны в отличие японской фирмы «Сони».  Например, у меня микроволновка «Томсон» 1989 года. Работает до сих пор, очень надежна, весит килограмм 25, так как все сделано из очень толстой стали. Да и по другой технике тоже много примеров.  Получилось, что как бы цены на некоторое время остались такие же, но в долларах это была уже куда меньшая сумма. В общем, купил его, кажется долларов  за 100. Прямоугольный экран, рубленные формы, такой себе, «кубизм». По сути, обычный телек выстроенный по «канонической» схеме. Само собой работает и сейчас и используется как вспомогательный для просмотров спутниковых каналов.

В 2011 году было принято решение окончательно попрощаться с эпохой телевизоров-ящиков и одновременно перейти на стандарт изображения 16:9. Почему-то многие считают что он появился именно на тонких телеках, но на самом деле уже в 90-е годы было немало моделей-«ящиков», хотя стоили они какие-то совершенно умопомрачительные деньги. А поскольку стандарт передачи был другой (4:3), то люди выглядели такими низкорослыми крепышами с широкими мордами. Из присутствующих наворотов – возможность вести параллельный прием двух, а иногда даже десяти программ. Однажды участвовал в покупке такого монстра от фирмы «Филипс» за 1200 долларов, причем уже тогда знал, что эта тема не приживется по куче причин (сложно, дорого  и нафиг не нужно), как знал, например, что никогда не станет массовым «Blue ray». Решил брать плазму, именно плазму, а не LCD. Почему плазму? Во-первых, нравилось как они показывают. Во-вторых, я по жизни много занимался газосветной рекламой, мне очень нравится разряд в газах. Телевизор-«плазма» — по сути набор множества газосветных трубочек. К слову, цены к моменту моего выбора сильно просели и было  совершенно ясно, что «ящики» уходят навсегда. Вслед за «винолом», бобинами, кассетами и видеокассетами. Выбор остановил на только что вышедшем «Самуснге» PN43D450 43 дюйма, 720p. Покупался он исключительно для просмотра фильмов, художественных и документальных. Там пока не было интернет входа, телеки с ним тогда еще стоили резко дороже, причем тоже было очевидно что цена явно задрана, не стоит этот интернет-модуль таких денег. Ну да ладно. Зато на нем таки было просмотрено очень много чего. Бывало смотрел по 3-4 фильма в день. Сначала «закрыл» то, что смотрел совсем малым в советских кинотеатрах. Пересмотрел еще раз «Ангар-18», «Вожди Атлантиды», «Чудовище», «Игрушку», «Большую прогулку», «Спасите Конкорд», все французские, румынские, ГДРовские, югославские, польские и венгерские фильмы что крутили в конце 70-х – начале 80-х. Потом пришла очередь старых западных фильмов, часто снятых еще до войны. Потом пошли 50-60-е годы. Ну конечно, параллельно смотрел современные, те, что попадали в поле зрения. Потом посмотрел те, названия которых постоянно встречаю по разным поводам, но ни разу не смотрел. Потом посмотрел знаменитые матчи про которые слышал, но никогда не видел. Потом полностью просмотрел фестивали в Санремо 80-х годов, песни с которых слышал, но не все и видел тоже только какие-то отрывки. Настоящий камбэк в прошлое!  Пропущенные кино- и музыкальные левелы были, таким образом, заполнены, пусть и опозданием. Хотя, оговорюсь, что эти левелы не критические и могут быть вообще пропущены без всякого риска.

 Излишне говорить, что я тут же перестал ходить в кино в котором уже давно не было ничего интересного, а билет стоил пару долларов. Я все время думал над такой ситуацией –  раньше, еще не так давно, за любой просмотр любого фильма вы платили деньги. В кинотеатре или видеосалоне. Сейчас же мы можем смотреть что угодно и сколько угодно совершенно бесплатно, выкачав из интернета. Не, ну как бы интернет тоже стоит свою абонплату, но она совершенно мизерна и в общем даже без скачивания фильмов он себя и так оправдывает. Какие бабки теряют кинопрокатчики! А помните, как один известный придурок предлагал запретить DVD-диски? То есть сейчас, если даже внезапно запретить интернет, то на руках у населения имеется такой пакет фильмов, что черный рынок будет процветать еще не одно десятилетие!

Хочется сказать, что сама идея тонкого телека оставляла слишком мало простора для дизайнеров, в отличие от «ящиков». По сути тонкий телек – просто экран с рамкой минимальной толщины. Обычно черного, серебристого, а реже – белого цвета. А, ну можно еще поиграться с ножкой, но у 99% эти телевизоры висят на стенах. Сейчас додумались делать телевизоры с вогнутым экраном, как по мне, опять-таки бессмысленная вещь, точно такая, же как 3D-телеки, которым еще 5 лет назад пророчили большое будущее.

В 2011 году, случайно, по акции, купил телевизор фирмы «Эленберг», LCD, 32 дюйма, за 200 долл.. Ну типа такая «акционная цена». Модель не скажу, по-моему она там просто не написана. Я понимал что под вывеской «Эленберг» сбывается товар разных мутных китайских фирм, но телек как ни странно, работает каждый день и отлично показывает! По сути, стал такой «рабочей лошадкой».

Томсон 15MH183KH

thomson-15mh183kh

Самсунг PN43D450

g30543d450-f

Эленберг неизвестной модели

index5.

Американцы сейчас не делают телевизоров, во всяком случае бытовых. Последняя их фирма производившая легендарные телевизоры «Zenith» закрылась в 2005 году. Точнее, его купила корейская LG. А ведь это, в общем, эпохальное событие, знаете, если бы скажем Штаты вообще перестали бы производить автомобили. Или компьютеры. Ведь именно они дали нам телевидение в современном виде, именно там началось первое полноценное черно-белое и цветное телевещание. Именно там телевизор впервые в мире стал обычной вещью. А аппараты какие делали! Ух! Вот сразу видно творческий гений! Видно как людям нравилась их работа. Такое вообще видно по всему. Вот смотришь на собор святого Павла в Риме или на Главный штаб в Питере и понимаешь – великие люди построили! И не важно знать имена. Смотришь на самолет Б-29 и ощущение те же самые. Так же и на ранние американские телевизоры, ну до того, как их не начали делать все подряд. И снаружи и внутри. Американцы придумали все без исключения «фишки» которые были в телевизорах-ящиках, они придумали самое главное: совмещать выходной каскад строчной развертки и источник высоковольтного питания. Кстати, фирма «Зенит» первой начала ставить в телеки пульты дистанционного управления. Знаете с какого года? С 1950-го! Японцы, немцы, русские, так или иначе, делали только копии, иногда с некоторой переработкой. Хотя немцы придумали систему PAL, она круче чем американская NTSC (она, по сути – доработанная французская SECAM), но когда мне об этом напоминают, я всегда задаю встречный вопрос: а в каком году началось вещание в системе NTSC? И в каком в PALe? Разрыв в 14 лет! А вы понимаете что это значило в эпоху сверхбурного развития телевидения? Это как сравнить компы что были в 1993 и 2007 годах. Но американцы «реабилитировались» — они первые выключили все свои передатчики NTSC и перешли на цифру.
Советский Союз как обычно догонял. С переменным успехом. Конечно ему было сложнее. Сначала война, из-за чего возникло отставание на лет 5 от Штатов по черно-белому телевидению. Пять лет – в общем мелочь, но амеры уже с 1946 года начали активно форсить разработку цветного телевидения, завершив создание своей совместимой с ЧБ телевизорами системы NTSC в 1950 году. А массовое открытое цветное вещание начали в 1953 году. СССР тут конечно отстал куда сильнее, у нас вещание «для всех» началось только в 1967 году и то, совсем по чуть-чуть, то есть образовался разрыв в поколение. Хотя, должен сказать, что в «цветную гонку» СССР тоже включился фактически сразу как штаты довели до ума свою NTSС. Почему же так отстали? Знаете, у меня имеется только одна версия. Черно-белый телевизор фактически выполнял все возложенные на него государством функции. Фильмы, пропаганда, информация. Цвет конечно хорошо, но всё резко возрастает в цене. Цветной телевизор дороже черно белого примерно в три раза. А телевизионные станции? То есть цвет для СССР не был некой критически-важной фишкой которую нужно внедрить немедленно. Или те же пульты ДУ. Ну зачем вам пульт ДУ, если у вас всего одна программа? И если телевизор включается и выключается один раз в день. Точно так же и не было большого количества FM-станций. Да, звук у них хороший, можно вещать в стерео, полоса частот позволяет. Но радиус действия какой? Выехал за пределы города и всё! То ли дело на средних волнах – поставил себе один передатчик на киловатт 500 и вещай на всю страну и везде будет слышно. Пусть и не в стерео.
В общем, внедрением цветного ТВ занимались, но без явного энтузиазма, при том, что черно-белым занимались одновременно с решением трех важнейших стратегических задач: создания бомбы, бомбовоза и ракеты. В 1958 году начали эксперименты по опытному цветному вещанию, для чего серией в 50 экземпляров выпустили первый настоящий (немеханический) цветной телевизор «Темп-22» слизав его с американского «Адмирала». Телевизор имел шикарный внешний вид, такой… приторно-гламурный. Чтобы все видели – вещь! Принимал сигналы в американской системе NTSC в которой предполагалось начать вещание в СССР. В 1962 году, куда большим тиражом выпустили телевизоры «Радуга» (с японских схем). Однако все эксперименты показали неэффективность системы NTSC в наших условиях, прежде всего из-за низкой помехоустойчивости при передаче по радиорелейным линиям. Возможно, это тоже отложило начало широкого цветного телевещания. Часто задают вопрос: почему выбрали именно систему SECAM, а не более совершенную PAL? Думается потому, что телевизор PAL сложнее чем аппарат системы SECAM и самое главное — куда более критичен к исполнению отдельных узлов. Это потом стало просто – наладили выпуск спецмикросхем, кварцев, линий задержки с погрешностями в наносекунды. А в середине 60-х для советской массовой электроники всё это представляло сложность, хоть и не запредельную. Пошли по простому и, в общем, самому эффективному пути. Ну а уже в конце 80-х, одним махом начали делать телеки с ДУ, синтезатором напряжений, телетекстом и мультисистемные. То есть почти сравнялись с Западом. Пусть и опять скопировав у них микросхемы. Потом все накрылось. Как обычно. На взлете всё внезапно накрывалось: 1917, 1953, 1991. А тем временем Запад перешел на телевидение высокой четкости, цифровое телевидение, «ящики» уступили место тонким «плазмам» и «LCD», а потому на наших глазах исчезают традиционные системы цветного телевидения, да и сами телевизоры приобрели совсем другой вид.

Рубин-401 — первый советский ТВ поступивший в открытую продажу. Очень стильный вид. Очень.

rubin401_1_00

Широкоформатный мультиканальный «Панасоник» родом из 90-х годов

2922518377

Первый советский  цветной ТВ «Темп-22» 1958 года. В продажу не поступал. Круглая труба 53ЛК3ц. Достоверно известно об одном сохранившимся экземпляре из Московского Политехнического музея.

42971954Телевизор «Радуга» 1962 г. Тоже не поступал в продажу.

 

raduga_tw62_2

Сборка «Радуг». Интересно, давали ли инженеры подписку о неразглашении?

post-140-1416049793

Невероятно стильный американский «Адмирал» 50-х годов с проигрывателем и FM-радио

il_340x270-504738106_3go6

Лого американской фирмы «Зенит». Не он ли послужил «прототипом» для лого питерской футбольной команды?

z-royalty-logo

Американский «Зенит» 1950 года — с пультом ДУ

stock-photo-early-zenith-remote-control-tv-set-june-94255021

 

 

M.A. de B.

18.10.2016

 

 

 

 

 

Продолжение следует!

Tags: , , , , , , , , , ,

Рецензии

Техника

Статьи

Оперы