Мои Телевизоры

Поговорим о школе

Шумер против Египта

Бороды, наколки, качки

Обратно в мавзолей



Про фильм «Строгий Юноша»

suУдивительно, но именно при Сталине были сняты самые несоветские фильмы. Не антисоветские, а именно несоветские. Я вот долго думал — почему так получалось? Наверное потому, что система была молодая. Футуристическая. Жила будущим. И СССР не был исключением, «футуристические» фильмы снимались и в Германии, и в Италии и в Штатах и, я уверен,  в других странах тоже. Бейби-бум плюс технический и социальный прогресс делали свое дело. Люди жили будущим и верили что оно очень и очень близко. Сейчас этого нет в принципе, в обществе отсутствует внутренняя пружина, поэтому все ясно и прогнозируемо: непыльная работа, зарплата, стандартный набор вещей, «ипотечка», летний и рождественский отдых в жарких странах.  Мемориальная фаза. Старичок на пенсии. Я не про Украину или Россию. Я «вообще».

медицинский халат

Фильм снят в 1935 году. Я не знаю, кто подсказал Сталину запретить в этом году стиль «конструктивизм» и начать везде возводить эти залипушные неоклассические «античные дворцы». Оно вроде и красиво, но отдает чем-то давно переработанным.  На фоне неоклассических дворцов и разворачивается само действо придуманное Юрием Олешей и Абрамом Роомом. Коммунизм уже фактически построен. Никто не работает: в фильме нет ни одного рабочего, крестьянина, бюрократа или мента. Никаких портретов Ленина, Сталина, Ворошилова или Кагановича.   Всё стерильно чисто и залито равномерным светом. Питаются люди исключительно деликатесами – виноградом высших сортов и пирожными (почти нектар и амброзия!). Скачут на колесницах и метают диск. В общем, не античные боги, но где-то на пути к.  Чем занимаются? Да ничем! Доктор, живущий в огромном сказочном дворце, который ему «просто подарили», рассказывает о «красотах Лондона» и совершенно спокойно взирает на то, как его молодая жена прямо у него на глазах крутит роман с молодым атлетом (в фильме все молодые – волнистоволосые атлеты), который в свободное время – хотя о чем это я? У него всё время свободное! – разрабатывает «Третий комплекс ГТО». Нет, это не комплекс упражнений, но моральный кодекс сверхчеловека будущего. Возле него бегает «активистка» открыто цитирующая учение Фрейда о неворозах, как следствии нереализации потаенных желаний. Она – технический консультант, «мозг», ибо прошарена в истории и фрейдомарксизме.  В общем, боги-олимпийцы за повседневными занятиями. «Секса» само собой нет, если не считать эпизода,  в котором проживающий непонятно на каких правах во дворце доктора персонаж с характерной фамилией «Цитрус» и еще более характерной «ближневосточной» внешностью, курит сигары и подсматривает в замочную скважину за переодевающейся женой доктора. Как и подобает молодому античному богу, главный герой периодически демонстрирует слабость и неуверенность, подавляет, так сказать, потаенные желания, поэтому фильм заканчивается всё же временной, но победой богов старого поколения. Разумеется, что этот антично-футуристический треш был тут же запрещен и только в середине 60-х годов его несколько раз показали студентам ВГИКа и аналогичным узкопрофессиональным группам. После чего – опять на полку, до 1994 года. Да и сейчас про этот фильм стараются не вспоминать, разве что в контексте его похожести на «Олимпию», но она была сделана двумя годами позже.

19.11.2013

Tags: , , ,

Рецензии

Техника

Статьи

Оперы