Мои Телевизоры

Поговорим о школе

Шумер против Египта

Бороды, наколки, качки

Обратно в мавзолей



Про фильм «Весна»

81125Этот фильм долгое время был моим любимым советским фильмом, во всяком случае, из кинофильмов. Был еще сериал «ТАСС уполномочен заявить» (произвел очень нехилый культуршок),  сериал «про Штрилица» (Юлик Ляндрис и Лиознова хорошо «угадали») и фильм «про мента Жеглова», но это – телефильмы.  Да, так вот, «Весна». Фильм не стал и не мог стать знаковым, как например снятая десятью годами позже «Весна на Заречной улице», но… но говорит об очень многом и насыщен мощным символизмом. 1946-47 годы. Страна вдов, сирот и калек пухнет от голода. Но на научном фронте – прогресс во всех сферах. Забыты времена когда ученых сажали, расстреливали или определяли на «шараги». В 1947 году, топовый ученый или инженер – это приличный человек, живущий в огромной квартире с прислугой, пользующийся личным авто с шофером и имеющий дачу за городом. Первыми номерами идут ученые что делают бомбу, бомбер и ракету. Группа Курчатова,  группа Капицы, группа Зельдовича, группа Ландау, бюро Туполева, Королев, Хруничев, Глушко, и еще пару сотен имен.  Жизнь таких вот ученых и показана в фильме, только ради смеха (комедия же!) образ персонифицирован в  «чопорной дамочке-интеллектуале» которую играет Люба Орлова – дворянка, владеющая несколькими иностранными языками и отлично лабающая на фано.  Это не «мымра Калугина» из брежневского «Служебного романа» которую легко «разводит» лысый ботан Новосельцев, тут всё по- серьезному, тут «ученый в вакууме». Такой засунь палец в рот – по плечо откусит!  Она же играет и роль своей двойницы – опереточной артистки.   В фильме присутствуют  намеки на атомное оружие, а ведь на дворе только 1947 год и у СССР пока нет не только бомбы, но и достаточного наработанного количества плутония.  То есть бомбу даже не начали делать, более-менее нормально наладили только производство тяжелой воды и то с немецкой подачи.

Чем «Весна» отличается от довоенных фильмов? Знаете, нет такого «безоглядного оптимизма». Мы уже не грозимся размазать всех врагов «малой кровью» («Если завтра война», 1938 г.) и зажечь пятиконечные звезды «над всеми странами» («Светлый путь», весна 1941 г.). По фильму видно, что наши возможности большие, но всё-таки ограниченные. А в конце, в самом конце, камера отъезжает и видно, что всё происходящее – постановочный «бутер» , фейк, кино, «большая игра».  Хотя напомню, что 1945-53 гг. и особенно 1950-53 гг. – единственное время, когда СССР проводил независимый внешнеполитический курс.

01.03.2012

Tags: , , , ,

Рецензии

Техника

Статьи

Оперы